Развитие системы летнего отдыха, оздоровления и занятости детей
Проект «Школа интересных каникул» на период 2013 года
Проект разработан в связи с необходимостью усиления внимания государства и общества, структур власти и бизнеса, общественных организаций и средств массовой информации к организации оздоровления, занятости и отдыха детей в каникулярное время.
В системе непрерывного образования каникулы в целом, а летние в особенности, играют весьма важную роль для развития, воспитания и оздоровления детей и подростков. Лето – это своего рода мостик между завершающимся учебным годом и предстоящим. Воспитательная ценность системы летнего отдыха состоит в том, что она создаёт условия для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, укрепления их здоровья, удовлетворения потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Старшеклассники заняты на благоустройстве территории школы, оказывают помощь в подготовке школы к новому учебному году, работают на школьном поле. Подростки занимаются различными видами трудовой деятельности: озеленение школы и школьного двора, уход за историческими памятниками села, работают на пришкольном участке (звено овощеводов).
Реальность такова, что система образования по-прежнему остаётся главным организатором отдыха и оздоровления детей. В Конвенции о правах ребенка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы и они приобретают опыт». Это подчеркивает необходимость и значимость проекта «Школа интересных каникул», а деятельность по данному проекту является ключевым звеном в системе воспитания, оздоровления, обучения и досуга детей нашей школы.
Объект исследования: процесс организации летней занятости детей на принципах сохранения здоровья.
Предмет исследования: система деятельности всех участников проекта
Цель проекта: комплексное решение проблем организации летнего труда, отдыха и оздоровления учащихся школы, обеспечение их безопасности, улучшение материальной базы школы.
Задачи:
O создание оптимальных условий для укрепления физического и психологического здоровья детей путем осуществления комплекса психолого-педагогических, социальных, физкультурно-спортивных и трудовых дел во время летних каникул;
O формирование у детей осознанной потребности в труде и интереса к сельскохозяйственным профессиям;
O создание благоприятных условий для развития личности ребенка, раскрытие его способностей на основе удовлетворения интересов и неудовлетворенных в школе потребностей;
O обновление содержания и форм организации летней занятости детей;
O совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности пришкольного лагеря труда и отдыха дневного пребывания детей;
O совершенствование материально- технической базы организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей;
O профилактика детской безнадзорности в каникулярное время;
O развитие укрепления связей школы, семьи, общественности, учреждений культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков.
Школа выступает как важнейший институт создания условий для успешной социализации и адаптации личности человека. Система организации летней занятости играет позитивную роль в социализации подростка тогда, когда взаимодействие происходит в группе не только интенсивно, но и содержательно. Социальная адаптация школьников может быть успешной, если
u организовано эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества всех участников проекта
u Учитываются особенности среды жизнедеятельности детей
u Совершенствуется уровень кадрового обеспечения проекта
u Укрепляется научно – методическая база и метериально – техническая база школы
Ключевые понятия проекта
Адаптация – приспособление учащегося к условиям социальной среды, которое включает в себя:
- адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя;
- способность к самообслуживанию и самоорганизации;
- способность к труду, обучению и организации досуга.
Труд – целесообразная и полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения
Профессиональная ориентация – подготовка подростка к действительно самостоятельному и действительно осознанному жизненному и профессиональному самоопределению
Ключевая идея Проекта
В ходе трудовой деятельности подросток становится адаптированным человеком с развитыми умениями и навыками, которые может в дальнейшем применить в своей жизни. Через труд формируются такие качества личности, как воля, креативность, дисциплинированность, ответственность. Разумное сочетание отдыха и труда, спорта и творчества дисциплинирует ребёнка, балансирует его мышление и эмоции.
Основание для разработки Проекта |
Закон РФ " Об образовании",
Конвенция ООН «О правах ребёнка»
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации |
Перечень основных направлений Проекта |
1. Создание оптимальных условий для организации труда, отдыха и оздоровления учащихся школы.
2. Обновление содержания и форм работы по организации летней занятости и оздоровления учащихся.
3. Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе.
4. Создание материально- технических условий.
5. Научно- методическое обеспечение.
6. Оздоровление и профилактика заболеваний. |
Исполнители Проекта |
Определяются в порядке, установленном приказом администрации школы |
Объёмы и источники финансирования Проекта |
- средства районного и областного бюджета
- средства родителей
- средства МОУ Пушнинской СОШ |
Ожидаемые результаты реализации Проекта |
Организационные:
- Успешная реализация программы
- Подведение итогов реализации программы, поощрение и стимулирование деятельности лучших педагогов и детей
- Внедрение эффективных форм организации труда, отдыха и оздоровления детей.
- Увеличение количества детей, охваченных организованными формами отдыха и занятости
- Совершенствование материально- технической базы организации летнего труда, отдыха и оздоровления детей.
Методические:
- Творческий рост участников муниципального проекта «Школа детей для детей»
- Обмен опытом пед.коллектива на совещаниях, методических объединениях
- Создание методической базы по организации летнего труда и отдыха учащихся
Воспитательные:
- Физическое и психологическое оздоровление детей, формирование здорового образа жизни
- Приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях
- Самореализация в трудовой, творческой и познавательной деятельности
- Формирование практических умений и навыков, закрепление знаний, полученных в процессе трудового и профессионального обучения и общеобразовательной подготовки
- Снижение темпа роста негативных социальных явлений в детской и молодёжной среде. |
Контроль за исполнением Проекта |
Контроль за исполнением Проекта осуществляется администрацией МОУ Пушнинской СОШ |
Для решения поставленных задач предлагается использовать следующие методы:
u Анализ и обобщение имеющегося опыта по проблеме
u Наблюдение за практической деятельностью
u Разработка и апробация экспериментальной модели «Новая волна»
u Диагностика экспериментальной деятельности (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы)
u Систематизация и анализ экспериментальной деятельности
В основу проекта положены принципы гуманистической педагогики:
O Равенство (нет дискриминации, оскорблений друг друга, боязни неудач)
O Участие (вовлечение всех участников проекта во все стадии планирования, реализации и оценки своих действий)
O Целостность (проект направлен на укрепление физического, умственного и социального здоровья)
O Демократичность (свобода выбора учащимися занятий)
O Интеграция (сотрудничество с другими организациями)
Программа предусматривает различные формы летней занятости детей:
u Пришкольный лагерь труда и отдыха дневного пребывания детей (1 – 8 классы)
u Бригада по благоустройству школьного двора и спортивной площадки
(4-10 класс)
Администрация школы ставит перед собой задачу вовлечения в лагерь труда и отдыха дневного пребывания детей в первую очередь сирот, ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении, а так же детей, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН.
Формы деятельности
Направления |
Задачи |
Формы |
Спортивно-оздоровительное |
- укреплять здоровье детей
- формировать умения и навыки заботы о своем здоровье |
o Утренняя зарядка
o Соревнования
o Игры на взаимодействие, сплочение, гармонизацию детского сообщества
o Конкурс рисунков на спортивную тему
o Подвижные игры на свежем воздухе
o Тематические беседы |
Трудовое |
- развивать трудовые навыки
- расширять и углублять знания по выращиванию с/х культур
- воспитывать ответственное и творческое отношение к труду |
o Озеленение и облагораживание территории школы
o Работа звеньев овощеводов
o Работа по благоустройству территории памятников
o Тематические беседы |
Формирование основ экологической культуры |
- развивать практические навыки изучения природы
- формировать эмоционально-нравственное отношение к природе |
o Беседы
o Викторины
o Экологические праздники
o Конкурсы
|
Формирование нравственно-патриотических качеств |
- формирование патриотических чувств
- приобщение к традициям национальной культуры
- приобщение к общественным ценностям |
o День памяти и скорби (митинг)
o Посещение сельского музея
o Народные праздники, игры
o Тематические беседы
o Викторины
o Работа служб самоорганизации
o Просмотр фильмов |
Развитие художественно-эстетических качеств |
- развивать фантазию и воображение, память и мышление
- развивать творческие и организаторские способности |
o Конкурсы рисунков, стихов, поделок
o Инсценировки
o Творческие конкурсы
o Деловые игры
o Мини-концерты
o Походы в сельский ДК |
Этапы
I этап. Подготовительный (сентябрь – май 2012/13 г)
Основная задача – создание условий для успешной реализации проекта.
Он включает в себя: - изучение нормативно-правовой базы по проблеме
- написание программы
- обсуждение и утверждение программы на заседании административного совета школы
- решение организационных вопросов
II этап. Основной (июнь 2013 г – август 2013 г)
Организация деятельности по реализации целей и задач проекта
Направления работы: - организация трудовой, досуговой, физкультурно-оздоровительной деятельности
- поддержка школьников, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обеспечение условий для их успешной реабилитации
- формирование новой и уточнение действующей локальной нормативно – правовой базы школы
- совершенствование профессионального мастерства педагогических работников
- совершенствование материально-технической базы
III этап. Аналитический (сентябрь 2013 г)
Анализ деятельности по реализации проекта
- подведение итогов
- постановка задач с целью организации дальнейшей продуктивной работы по совершенствованию системы летнего труда, отдыха и оздоровления учащихся
Ресурсное обеспечение Проекта
Нормативно-правовое:
O Формирование пакета документов, регламентирующих деятельность по выполнению проекта;
O Разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности по реализации проекта;
O Формирование пакета аналитических материалов по итогам отслеживания процесса и результатов реализации проекта.
Организационное:
O Организация временных творческих групп для реализации проекта;
O Мобилизация деятельности структурных подразделений школы по выполнению проекта.
Программно – методическое:
O Формирование банка методических материалов, позволяющего обеспечить качественное выполнение плана мероприятий по реализации проекта;
O Разработка рекомендаций по технологиям работы с учащимися в летний период.
Информационное:
O Информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о ходе реализации проекта;
O Размещение материалов на сайте школы.
Мотивационное:
O Разработка механизмов стимулирования результативной деятельности педагогов;
O Деятельность по мотивации учащихся школы и их родителей к участию в мероприятиях проекта.
Кадровое:
O Повышение квалификации учителей, реализующих проект;
O Подбор и расстановка кадров;
O Модернизация модели методической деятельности школы в соответствии с задачами проекта.
Материально-техническое:
O Материально-техническое обеспечение трудовой деятельности;
O Оборудование спортивной площадки;
O Материально-техническое обеспечение работы пришкольного лагеря труда и отдыха дневного пребывания детей;
O Приобретение настольных игр;
O Совершенствование спортивной базы;
Основные направления реализации Проекта.
Перечень мероприятий Проекта предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям, включая материально- техническое, методическое, кадровое и организационное обеспечение.
Планируется проведение комплекса мероприятий по созданию благоприятных условий для укрепления здоровья, организации труда и досуга учащихся школы.
Предусматривается развитие и поддержка коллектива педагогов, занимающихся организацией летнего труда, отдыха и оздоровления детей.
Намечается проведение педагогических совещаний по итогам работы летнего лагеря при школе, методических совещаний по накоплению, распространению и обобщению опыта организации работы пришкольного лагеря дневного пребывания детей.
Предусматриваются мероприятия по организации переподготовки кадров, обеспечивающих организацию летнего отдыха и оздоровления учащихся школы.
Оснащение летнего лагеря при школе необходимым оборудованием.
Мероприятия по реализации Проекта
«Школы интересных каникул на период 2013 г»
Мероприятия программы по направлениям. |
Исполнители |
Сроки
исполнения |
1.Создание оптимальных условий для организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школы. |
1.1 Составление плана-прогноза по организации летнего труда, отдыха и оздоровления учащихся школы. |
Администрация школы |
Апрель 2013 г |
1.2 Формирование пакета документов регламентирующих деятельность по выполнению проекта |
Администрация школы |
март 2013 апрель 2013 |
1.3 Создание сферы досуга для учащихся школы в летний период на базе школы. |
Администрация школы |
Май 2013г |
1.4 Формирование отрядов в пришкольном лагере. |
Зам. директора по ВР |
Май 2013 г |
1.5 Вовлечение подростков в социально- полезную деятельность через привлечение их в: бригады по благоустройству территории школы. |
Администрация школы |
Июнь – август
2013 г |
1.6.Привлечение родителей к организации и проведению походов по району с целью изучения родного края |
Классные руководители |
Июнь – август
2013 г |
2.Обновление содержания и форм работы по организации летнего отдыха и оздоровления учащихся. |
2.1 Приоритетное развитие массового участия детей:
- в трудовой деятельности;
- в экологическом движении;
- в спортивных мероприятиях. |
Администрация школы |
Июнь – август
2013 г |
2.2 Организация работы на пришкольном участке. |
Администрация школы |
Апрель – октябрь 2013 г |
2.3 Организация работы по выращиванию рассады овощей, цветов, декоративных растений |
Администрация школы |
Март 2013 |
2.4 Участие учащихся школы в сельских праздниках для детей и их родителей. |
Администрация школы. |
Июнь – август
2013 г |
3.Совершенствование уровня кадрового обеспечения и деятельности летнего лагеря при школе. |
3.1 Организация подготовки кадров, занимающихся организацией летнего труда и отдыха детей. |
Администрация школы |
Апрель, Май
2013 г |
3.2 Участие в фестивале педагогических программ организации летнего лагеря дневного пребывания при школе. |
Детско-педагогический актив ЛДП |
Август
2013 г |
4.Создание материально- технических условий. |
4.1 Укрепление материально- технической базы школы по направлениям деятельности. |
Администрация школы. |
2013 |
4.2 Оборудование спортивной площадки на территории школы. |
Администрация школы |
Июнь – сентябрь 2013 г |
5 . Научно- методическое обеспечение. |
5.1 Создание методической копилки для накопления и обобщения опыта организации летнего труда и отдыха учащихся школы. |
Зам. директора по ВР |
Сентябрь 2013 г |
5.2 Подготовка методических рекомендаций по организации летнего отдыха. |
Зам. директора по ВР |
Май 2013 г |
6. Оздоровление и профилактика заболеваний. |
6.1 Организация работы с детьми и подростками, связанной с предупреждением вредных привычек. |
Зам. директора по ВР. |
Июнь – август 2013 г |
6.2 Санитарно- просветительская работа с детьми. |
Медицинский работник ЦРБ |
Июнь – август 2013 г |
6.3 Проведение мероприятий, направленных на профилактику заболеваний. |
Администрация ЛДП |
Июнь – август 2013 г
|