УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЖШКОЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР» ЧЕРЕПАНОВСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
П Р О Е К Т «ШКОЛА ДЕТЕЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Автор идеи и разработчик:
Методист МОУ «МИМЦ» Черепановского района Чёшева М.Н.
ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ: Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» обозначила пути развития школы на современном этапе, где декларируется, что: «Новая система образования – это не только передача знаний, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению… От того, как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений…От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Анализ состояния дел в области воспитания выявил ряд проблем:
· Снижение позитивной активности детей и подростков, потеря социальной значимости и связи с обществом.
· Уход в наркоманию, алкоголизм, бессмысленное потребительство.
· Безответственное отношение не только к окружающему миру, но и к своей собственной жизни (к здоровью, внешнему виду, нравственному совершенствованию).
· Трудности в самоопределении в группе, в обществе, в деле.
Эти и ряд других проблем приводят к необходимости системного и целевого подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Реализация данного проекта позволит решить проблему внеаудиторной занятости позитивной деятельностью в течение полного школьного дня с использованием детского ресурса. Среда становится средством собственного развития ребёнка, где формируются базовые компетентности современного человека: информационная (т.к. ребёнок включен в ситуацию поиска, анализа и преобразования информации требующейся для его самореализации); коммуникативная (т.к. в процессе реализации проекта ему необходимо будет не только сотрудничать, но и уметь сформировать команду единомышленников, взаимодействовать с разными возрастными категориями); самоорганизация (т.к. основной вид деятельности – проектная, которая формирует навыки постановки цели, планирования, ответственного отношения к себе, к делу, к пространству свое жизни и полноценно реализовать личностные ресурсы); самообразование (т.к. для организации ребёнком собственного образовательного микропространства необходимо конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию).
Преимущества данного проекта в том, что:
· Проект может быть реализован в рамках программы Школа полного дня, как реализация направлений инициативы «Наша новая школа»: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, здоровье школьников.
· Будет создана общая среда «для проявления и развития способностей каждого ребёнка», обеспечивающая возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы»;
· возможна интеграция с другими моделями, как составляющая для большего включения детей в процесс воспитания;
· модель учитывает специфику сельских школ, особенно пространственно отдалённых от районных центров;
· для реализации проекта максимально используется не только педагогический потенциал школы, но и детский, а также родительский;
· документальным продуктом данного проекта станут разработанные в процессе реализации методические рекомендации и электронные пособия для распространения опыта.
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Ее можно обозначить как «Педагогика самоорганизации». Педагогика самоорганизации – это «разработка и передача инструментов наблюдения, анализа, проектирования и реализации собственных и коллективных действий как явления естественной самоорганизации, основанной на ненасилии, на интуитивном притяжении, на упорядочивании хаоса, как раскрывающегося потенциала изменчивого мира» (Филиппова Н.М.). По нашему предположению, школа, пройдя по ряду организационных, проектных, управленческих действий, живет в особом режиме самоорганизации, ведущим принципом которой является воспроизводство: «Научился сам – научи другого». Основной вид преобразующей деятельности –проектная. Функция педагога как воспитателя меняется: педагог становится не транслятором, а координатором в поиске смыслов и жизненных ценностей. «Появятся педагоги, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Открытые ко всему новому учителя.»
ДЛЯ КОГО РЕАЛИЗУЕТСЯ
В масштабах всей школы – для ОУ сельского типа, в части воспроизводства методико-технологических элементов системы – для городских и поселковых ОУ.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
· Администрация ОУ.
· Учащиеся ОУ.
· Родители учащихся.
· Учителя-активисты.
· Работники культуры.
· Дом детского творчества.
МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ
Сельская школа, любое ОУ. По предварительно выполненной диагностике готовность к реализации данного проекта уже имеет место в 3 школах Черепановского района: Майской, Безменовской, Ярковской СОШ. А остальное будет зависеть от желания администрации ОУ, педагогов, родителей и самих учащихся.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
3 года (с последующим переходом на более высокий уровень развития).
ЦЕЛЬ
Обеспечение занятости детей и подростков во внеурочное время, направленное на развитие базовых компетентностей через позитивно-ориентированную и социально-значимую деятельность. Создание условий для выявления и поддержки детской одарённости.
ЗАДАЧИ
· Объединение детского, педагогического и родительского сообщества с целью воспитания активной личности: инициативной, ответственной, способной творчески мыслить, самостоятельно ставить цели и добиваться их результата.
· Организация и проведение системообразующих событий в области развития инструкторской деятельности.
· Создание команды инструкторов из числа детей, педагогов и родителей по внедрению технологий самоорганизации.
· Включение детей и подростков в социально-значимую деятельность, внедрение «системы мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и дальнейшего развития одарённых в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста».
· Просветительство в области здоровья и позитивно направленного образа жизни. «Пробуждение в детях желания заботиться о своём здоровье. Организация насыщенной, интересной и увлекательной школьной жизни как важнейшее условие формирования здорового образа жизни.»
· Разработка и выпуск программ и методических пособий по направлению.
· Налаживание связей с другими детскими коллективами с целью создания пространства профессионального взаимодействия, обмена опытом, взаимообучения.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу организации деятельности положен синергетический подход, который определяет принципы, критерии построения саморазвивающейся среды, устанавливает условия устойчивого развития в изменяющемся мире.
Ключевые идеи синергетического подхода к образованию следующие:
1.Современный мир – это мир неустойчивых, постоянно меняющихся процессов.
2.Будущее воспринимается человеком как пространство вариантов и возможностей, вследствие чего настоящее становится напряженным процессом отбора.
3.Система образования призвана стать открытой и шире отражать динамику способов освоения мира – науку, искусство, литературу.
4.В открытой системе каждого человека необходимо рассматривать как неповторимую индивидуальность, способнуюорганизовать свой уникальный процесс освоения мира.
5.Принципы самоорганизации, реализующиеся в саморазвивающейся среде, предполагают совместное творчество организаторов, преподавателей и обучающихся в определении целей, планов, программ и стратегий обучения.
Синергетический подход к воспитанию способствует использованию детского потенциала для их собственного развития (использование детского ресурса как средства самовоспитания и взаимовоспитания). При этом на передний план выходит продуктивная деятельность – исследовательская, проектная, творческая – ученика, учителя и родителя. Это приводит к изменению роли, прежде всего, учителя и его ответственности в жизни ученика. Главной становится способность учителя раскрыть возможности ребёнка, пробудить его способности, создать условия для максимальной самореализации. Ключевой задачей является максимальное приближение всех субъектов образовательного процесса к прогностической модели данного проекта.
ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
В современном информационном обществе целью образования является подготовка человека, способного к непрерывному обучению, осознающего себя как субъекта собственной жизнедеятельности.
Это подразумевает решение следующих задач:
· Формирование активной жизненной позиции по отношению к себе и окружающим;
· Формирование готовности (потребности, способности и решимости) принимать самостоятельные ответственные решения;
· Умение выдвигать и отстаивать свою точку зрения;
· Умение анализировать, ставить конкретные цели, планировать свои действия, прогнозировать их последствия;
· Укрепление психофункциональной устоичивости;
· Владение навыками саморегуляции;
· Толерантность к новизне и неопределённости;
· Знание и учёт своих индивидуальных особенностей при распределении своих сил, планировании дел;
· Владения технологиями здоровьесбережения.
Задачи принятия себя:
· Позитивный образ «Я»
· Уверенность в себе, своих силах, адекватная самооценка.
Социально- психологическая компетентность:
· Умение не только адаптироваться, но и формировать бесконфликтную среду;
· Умение выбирать позитивные способы общения с людьми;
· Умение ориентироваться в социальных ситуациях.
Принятие законов общества, моральных норм и необходимость их соблюдения:
· Владение социальными ролями;
· Осмысленное отношение к нравственным основам социума;
· Формирование устойчивых жизненных ценностей.
Реализация представленной прогностической модели осуществляется по 3 направлениям:
1. Самоорганизация педагогического сообщества
Для запуска самоорганизации в педагогическом сообществе необходима смена ценностных ориентаций педагогов – формирование созидательно-концептуального педагогического мышления (понимание и создание собственных смыслов педагогической деятельности). После определения заказа образовательного учреждения на реализацию данного проекта необходимо приступить к проектированию педагогической системы (осмысление педагогической задачи, реализация педагогического потенциала школы, выработка принципов и законов (единого смыслового поля), определение сроков, ресурсов и механизмов реализации и т.д.). Управление осуществляется координатором площадки (методист МИМЦ), тьютором-организатором (заместителем директора по ВР данного ОУ или другим сотрудником). Тьютор проходит специальную подготовку по освоению технологий самоорганизации и является связующим звеном между МИМЦ и образовательным учреждением.
Первый год эксперимента посвящен введению коллектива в тему и содержание эксперимента, знакомству с концепцией модели, формированию базовых ценностных ориентиров, освоению технологий запуска самоорганизации в педагогическом, детском и родительском сообществе.
2. Самоорганизация детского сообщества
Создание штаба инструкторов самоорганизации (детей с лидерской одарённостью), работающих по методу проектов.
Реализация интересов через фан.клубы, мастерские, импульс-акции которые ведут сами дети.(наряду с педагогами).
Жизнь в школе организуется самими детьми в союзе с педагогами, где дети занимают ведущую позицию, а педагог направляющую.
Пусковым механизмом будут профильные смены (зимняя и летняя, 2 раза в год) педагогического и детского актива по освоению технологий и развитию самоорганизации на местах. Формирование самоорганизации детского сообщества будет происходить по следующему алгоритму:
· формирование атмосферы классных коллективов как творческих объединений по преобразованию качества собственной жизни в школе;
· создание разновозрастных проектно-внедренческих общественных объединений, ориентированных на решение собственных и общественных проблем в пространстве семьи и школы;
· расширение состава учащихся, участвующих в работе органов самоуправления класса, создание новых органов самоуправления школы: служб самоорганизации и ученического совета самоуправления;
· запуск деятельности структур поддержки кадрового обеспечения развития детской самоорганизации: инструкторская школа, школа вожатых и т.д., проведение целевых мероприятий по формированию самоорганизации детского сообщества: оргсбор, каникулярные школы актива, районная профильная смена самоорганизации, Фестиваль команд органов самоуправления классов.
· формирование проектно-внедренческих общественных объединений по профилям ;
· разработка и внедрение социально ориентированных проектов;
· развитие системы самоорганизации и самоуправления школьным сообществом;
3. Самоорганизация родительского сообщества
Родители становятся активными участниками воспитательного процесса. Они реализуют свои способности в разных областях жизни в совместной деятельности с детьми и педагогами. Шаги по развитию родительской самоорганизации следующие:
· Знакомство со стратегией развития воспитательной работы школы в рамках эксперимента;
· Формирование опыта совместного обсуждения и решения проблем в области воспитания детей и развития классного сообщества;
· Педагогическое просвещение родителей в модели родительского клуба .
· Привлечение родителей к участию в проектно-внедренческой деятельности по развитию качества жизни школьного сообщества
Ожидаемые (гарантированные) результаты проекта
Всесторонняя реализация личности ребёнка, формирование базовых компетентностей: информационной, коммуникативной, самоорганизация, самообразование.
1. Формирование системы поддержки и развития детского сообщества взрослыми сообществами.
2. Создание системы подготовки кадров из детской среды.
3. Создание модели самоорганизованного и саморазвивающегося (самообучаемого) детского коллектива.
4. Насыщение деятельности детских сообществ созидательными программными, проектными, методическими разработками и пособиями в области социально-педагогических технологий.
5. Формирование позитивного информационного пространства трансляции идей и опыта личностного роста детей и взрослых в общественно-полезной практике коллективной деятельности.
6. Осуществление направленного влияния на формирование социально-нравственного здоровья детской, семейной и педагогической среды в образовательном и открытом социальном пространстве.
7. Социальный эффект, выражающийся в методических рекомендациях для образовательных учреждений с учётом специфики сельской местности в целях распространения опыта.
8. Публикация социально-управленческих технологий для администрации образовательных учреждений , в том числе и сельской местности.
НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ (для 1 площадки)
Кадровый ресурс:
Основной ресурс – это созидательно ориентированные кадры, педагоги с новым мышлением, не наставники, а тьюторы или равноправные участники процесса, в том числе: информатик, фото- видео- мастер, мастера дополнительного образования.(Оплата труда)
Материально-технические ресурсы:
1. Ноутбук – 10 шт.;
2. Цветной принтер, лазерный – 4 шт.;
3. Цифровой фотоаппарат – 4 шт.;
4. Цифровая видеокамера – 4 шт.;
5. Экран – 4 шт.;
6. Мультимедийный проектор – 4 шт.;
7. Музыкальная установка (микшер, усилитель, микрофоны, колонки) – 1 комплект;
8. Форма (футболки инструкторам, банданы и значки с логотипом проекта)
9. Канцелярия (бумага разная, краски, фломастеры и т.д.)
Пространственные ресурсы:
1. База для проведения профильных смен на 200 человек.
2. База на проведение межпрофильных сборов (Звёздной Академии).
Транспортные ресурсы:
1.Транспорт для свободного перемещения по площадкам для стимулирования их функционирования
Источники финансирования.
1. Образовательные учреждения – 5%
2. Муниципальный бюджет. 15%
3. Областной бюджет.30%
4. Федеральный бюджет.50%